Известные люди Клина

Главная \ Известные люди Клина
Евге́ний Па́влович Лео́нов

Евге́ний Па́влович Лео́нов (02.09.26-..29.01.94) — выдающийся советский и российский актер театра и кино. 

В 1941 году поступил в Авиационный техникум им. Серго Орджоникидзе. Учась на третьем курсе техникума поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии. В 1947 году окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района. С 1948 года выступал на сцене Театра им. К. С. Станиславского.
С 1968 года он играл на сцене театра имени В. В. Маяковского. С 1974 года — актёр Театра имени Ленинского комсомола.

Великий русский актер Евгений Леонов не раз приезжал отдыхать в д.Давыдково Клинского района. До сих пор сохранился дом, где жили Леоновы в Давыдково.  Это обычный старый деревянный  дом. Номер 31.

дом Леонова

 У создателей фильма «Джентльмены удачи» была идея снять некоторые эпизоды фильма именно в Давыдкове. Эту идею подсказал сам Евгений Леонов.

В библиотеке поселка Чайковского можно найти немало интересного материала о пребывании Евгения Леонова в Давыдково.  

Артюхин Юрий Петрович

 Артюхин Юрий Петрович (22.06.1930 – 1998), Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, уроженец д. Першутино Клинского района. В 1950г. окончил военное авиационное училище и был направлен на Дальний Восток, в Забайкальский военный округ, в ту самую авиационную часть и на тот же аэродром, где служил когда-то его отец. Там с новой силой вспыхнула его страсть к авиации, вернее, к полетам.В 1962г. Артюхину предложили поступить в отряд космонавтов  Одиннадцать лет ждал своего «звездного часа» Артюхин, участвуя в морских экспедициях по управлению космическими полетами. Космический полет, который Ю.П. Артюхин совершил летом 1974г., взбудоражил клинчан. В местной газете публиковались заметки: «Штурм космоса продолжается», «Клинчане поздравляют земляка», «Гордимся подвигом!».

  Реализуя свой космический опыт, Юрий Петрович Артюхин в 1980г. защитил кандидатскую диссертацию и посвятил дальнейшую жизнь воспитанию научных кадров и подготовке космонавтов. Космонавта Артюхина тепло встречали в Италии и ФРГ, Польше и Румынии, Венгрии и ГДР, Кубе и Канаде. Юрий Петрович был избран вице-президентом общества СССР - Португалия, много занимался общественной деятельностью. Юрий Петрович никогда не забывал свой родной город, он часто приезжал в Клин, навещал мать, которая работала на термометровом заводе, и младшего брата. Он - наладчик электроники, станков с ЧПУ. В 1988г. был награжден орденом «Знак Почета», Юрий Петрович очень гордился своим младшим братом. Сразу после полета Ю.П. Артюхину было присвоено звание почетного гражданина города Клина. Все, кто общались и работали с Юрием Петровичем ценили и уважали его за профессионализм, порядочность и скромность. Он помогал многим, не кичился своей известностью, был предан своему делу. Юрий Петрович скончался в 1998г.

Прудкин Марк Исакович

Прудкин Марк Исаакович – советский российский актёр театра и кино, актёр Московского художественного академического театра СССР имени М.Горького, народный артист СССР.
Родился 1 (13) сентября 1898 года в городе Клин Московской области в семье портного. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В детстве мечтал о карьере оперного певца. После ролей Любима Торцова и Мизгиря в любительских спектаклях «Бедность не порок» и «Снегурочка» А.Н.Островского принял решение стать актёром. Ещё не окончив реального училища, в 1916 году отправился в Москву и одновременно пытался поступить в Камерный театр и в Московский художественный академический театр.
После завершения учёбы в Клину в 1918-1924 годах – студиец 2-й Студии МХАТа (параллельно в 1918-1919 годах учился на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова). В МХАТе Прудкиным были сыграны: Приклонский («Узор из роз» Ф.К.Сологуба, 1920), Володя («Зелёное кольцо» З.Н.Гиппиус, 1922), Карл Моор («Разбойники» Ф.Шиллера, 1923), Дон Люис («Дама-невидимка» П.Кальдерона, 1924), Раскольников и князь Мышкин в отрывках по «Преступлению и наказанию» и «Идиоту» Ф.М.Достоевского. В 1924 году вместе с соучениками по 2-й Студии Прудкин вошёл в труппу МХАТ, которому отдаст последующие семь десятилетий.
С первых шагов на сцене МХАТа, когда К.С.Станиславский доверил ему роль Чацкого в возобновлённом «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1925), артистический темперамент Прудкина был воспринят в одной определённой тональности – лирико-романтической. В 1920-1930-е годы были сыграны: Лысов («Пугачевщина» К.А.Тренева, 1925), Князь Голицын («Николай I и декабристы» А.Р.Кугеля, 1926), Шервинский («Дни Турбинных» М.А.Булгакова, 1926), Незеласов («Бронепоезд 14-69» В.В.Иванова, 1927), Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше, 1929), прокурор Бреве («Воскресение» по Л.Н.Толстому, 1930), Кастальский («Страх» А.Н.Афиногенова, 1931), Бакин («Таланты и поклонники» А.Н.Островского, 1933) и другие.

В 1961 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 24 сентября 1994 года, на 97-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве 

Виктор Федорович Смирнов

Родился 4 августа 1945 года в городе Клин Московской области.


Заслуженный артист РСФСР (22.10.1979).
Народный артист России (13.10.1992).

Начинал свою трудовую деятельность как стеклодув, участвовал в художественной самодеятельности.
Окончил в 1972 году Горьковское театральное училище. И сразу же был принят на работу в Пензенский областной театр драмы им. А.В. Луначарского. За десять лет работы на этой сцене им было сыграно более 40 ролей. 
В 1983 году был принят в труппу Ленинградского академического театра драмы им. Пушкина (ныне - Александринского). Его первой работой на прославленной сцене стала роль Пугачева в легендарном спектакле Ростислава Горяева «Капитанская дочка» по А.С. Пушкину (1984). Эта роль принесла артисту несомненный успех и тотчас же выдвинула его в число ведущих мастеров театра. В ряду последующих его работ нет проходных ролей. В 1980-1990-е годы артист был занят практически во всех крупных постановках театра. 

Мощные характеры, неординарные человеческие судьбы, широкий диапазон страстей – все это подвластно такому неординарному и мощному артисту, каким без сомнения является Виктор Федорович Смирнов. Ему доступна и героика, и язвительная сатира, и роли любовного репертуара. Актер ярко выраженной собственной темы Смирнов в то же самое время – мастер перевоплощения. Эти качества востребованы режиссерами разных поколений и театральных школ.

Рост, фактура, звук – все внешние д анные определили для Смирнова амплуа социального героя, но нужны были и немалые актёрские способности, чтобы с блеском и грывать Григория Мелехова в «Тихом Доне» М. Шолохова и Отелло в одноимённой трагедии У. Шекспира, Макара Нагульнова в «Поднятой целине» М. Шолохова и Антипа Зыкова в «Зыковых» М. Горького, Судакова в «Гнезде глухаря» В. Розова и Родиона Николаевича в «Старомодной комедии» А. Арбузова. В 1983 году Виктор Смирнов был приглашён в труппу Академического театра драмы имени А.С. Пушкина в Ленинграде. Его первой ролью в Александринском театре стал Емельян Пугачёв в инсценировке повести Пушкина «Капитанская дочка», после этого последовали десятки других ролей.

В 1993 году Виктор Фёдорович Смирнов был у достоен звания народного артиста Российс кой Федерации. В настоящее время он является одним из ведущих артистов Санкт-Петербурга. Активно работает на радио, теле видении, полно снимается в кино. 

Елена Николаевна Коневцова

Легкоатлетка родилась одиннадцатого март а 1981-го года на территории Московской области, в городе Клин в котором и проживает. С детства занималась спортом.

Популярная российская спортсменка, талантливая легкоатлетка, обладательница множества достойных наград. В 2004-ом году легкоатлетка отправилась на Чемпионат России и завоевала второе место. 2005-ом году спортсменка удостоилась четвертого места, а в 2006-ом - третьего места и бронзовой медали. В 2007-ом году Елена Коневцова опять выступила на очередном Чемпионате России и на тот самый раз превзошла сама себя – она превосходно конкурировала, заняла первое место и удостоилась золотой медали. В этом же – 2007-ом году – россиянка приняла участие в Чемпионате Мира по легкой атлетике и заняла пятое место.

Участница Летних Олимпийских Игр 2008-го года, которые проводились в столице Китая – Пекине. Спортивная профилирующая дисциплина Елены – метание молота. В настоящее время спортсменка выступает за один из ведущих спортивных клубов Московской области и тренируется под чутким руководством опытного наставника – Р.Коневцова.

Сергей Александрович Афанасьев

Сергей Александрович Афанасьев родился в г. Клин Московской области, окончил с о тличием МВТУ им. Баумана, работал мастером и конструктором на артиллерийском зав оде в подмосковном городе Калининграде.

Во время Второй Мировой войны, затем эва куации оказался в Перми на Мотовилихинском артиллерийском заводе, где проработал всю войну, последовательно пройдя ступени мастера, технолога, конструктора, начальника цеха, заместителя главного механ ика завода. В 1946 г. приказом министра вооружения был переведен в Главное техни ческое управление, а в 1955 г. возглавил его. В 1957 г. был назначен заместителе м председателя Ленинградского совнархоза по оборонной промышленности. С 1958 г. возглавлял Ленинградский, а с 1961 по 19 65 г. — Всероссийский совнархоз, став заместителем председателя Совета Министров РСФСР. В 1965 г., когда было образовано министерство общего машиностроения, Афанасьев был назначен первым в мире “космическим” министром. Ему пришлось организо вывать работу “с нуля”, объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро , работающие над созданием ракетно-космической техники. Под руководством Сергея Александровича Афанасьева была решена ключевая государственная проблема – был достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире. Еще в 1965 г. соотношение в этой области выглядело как десять к одному в пользу США. Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить  создание лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок ( БРПЛ). На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали рядом 1400 МБР и 1000 БРПЛ. При этом все приводные рычаги этого необъятного хозяйства бы ли в МОМе. Афанасьев как-то признался, что мысля о возможном сбое или технических неполадках, которые могли бы привести к взрыву ракеты в шахте или непредвиденному запуску, беспокоила его на протяжении всей карьеры. МОМ Афанасьева ещё обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станции Мир. Под его руководством находились КБ таких выдающихся конструкторов, как Бармин, Глушко, Семёнов. Он кроме того работал с Сергеем Королёвым . В конце 1960-х – начале 1970-х годов развернулась упорная баталия по вопросу выбора типа боевых ракет и пусковых шахт, которые должны были снабдить превосходство над Соединёнными Штатами. Главными действующими лицами в этой истории были известные конструкторы В.Н. Челомей и М.К . Янгель, а втянутыми в нее оказались и министерство обороны, и отделы ЦК КПСС. Афанасьев в итоге поддержал Челомея. И в этом, и в ряде других случаях точка зре ния министра не совпала с позицией Министра обороны СССР Устинова. Подобные межведомственные трения зачастую затрудняли работу. Важность ракетно-космической отрасли позволяла Сергею Афанасьеву при решении сложных вопросов вылезать прямо не только на членов Политбюро, но и на лидеров страны, в том числе на Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачёва. Будучи депутатом Верховного Совета СССР от Свердловской области, Афанасьев был знаком с первым секретарем обкома Ельциным, они зачастую совместно посещали предприятия отрасли в области. Афанасьев был одним из немногих, кто осмелился ослушаться Берию. На совещании в Кремле в 1950-х годах Берия поставил задачу наладить выпуск военных ракет на одном из заводах на юге страны в рекордно сжатые сроки — за        немного месяцев. Сергей Афанасьев, в то время младой инженер, сказал, что это нереальная проблема и потребовал больше времени. После совещания только единственный из присутствующих заступился за упрямого инженера, и пояснил, что если Афанасьева уберут, начало  затянется больше чем на год, так как реальной замены ему нет. С 1983 по 1987 гг. С.А. Афанасьев возглавлял Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, а с 1988 г. работал консультантом в Министерстве обороны СССР. До последних дней жизни он был главным научным консультантом РКК “Энергия” им. С.П.Королева. Сергей Александрович — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий, кавалер семи орденов Ленина. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. ... 

Гайдар Аркадий Петрович

Советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.

Гайдар (Голиков) Аркадий Петрович родился 9 (22) января 1904 года в посёлке сахарозавода под Льговом в семье учителей. В 1912-1918 годах жил с семьей в Арзамасе.

В возрасте 14 лет, в 1918 году, А. П. Голиков был принят в члены ВКП(б), в конце декабря 1918 года вступил в ряды Красной Армии. В 1919 году окончил курсы подготовки командного состава в Москве. В конце 1918 года А. П. Голиков был назначен в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. В октябре 1920 года направлен в Москву на курсы командного состава. В феврале 1921 года досрочно окончил Высшую стрелковую школу по отделению командиров полков. В марте 1921 года А. П. Голиков вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона на фронте.

В начале 1921 года во главе батальона, а затем сводного отряда А. П. Голиков действовал против двух повстанческих «армий» Антонова в Тамбовской губернии. В конце июня 1921 года, не достигнув 18 лет, Аркадий Голиков был назначен командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Полк также действовал в Тамбовской губернии.

С февраля по сентябрь 1922 года А. П. Голиков находился в Енисейской губернии, возглавляя отряд ЧОНа, подавлявший антисоветское повстанческое движение в Ачинско-Минусинском районе Енисейской губернии. 19 марта комбат А. П. Голиков получил назначение на должность начальника Второго боевого участка Ачинско-Минусинского боевого района. 26 марта выехал из Ужура в село Божье Озеро, с 29 марта - командовал участком.

В 1925 году А. П. Голиков опубликовал первое свое произведение «В дни поражений и побед» в ленинградском альманахе «Ковш». В 1925 году А. П. Голиков переехал в Пермь, где активно публиковался в газете «Звезда». В Перми, в 1925 году, опубликовал произведение «Угловой дом», подписанное псевдонимом Гайдар.

Жил в городе Клину в 1938 - 1941 годах.

Во время Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента газеты «Комсомольская правда».


После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань-Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком. 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб в бою недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области Украины.

Ве́ра Игна́тьевна Му́хина

Выдающийся скульптор, народный художник СССР с мировым именем Вера Игнатьева Мухина (1889-1953) является творцом многих монументальных работ. Большая часть из них создавалась в Москве, которую она очень любила, и где в основном прошла ее жизнь.


Клинчанам особенно дорога память о В. И. Мухиной, ибо ее жизнь и творчество тесно связаны с клинским краем – деревней Борисово. Ее мужем был уроженец д. Борисово, известный врач – Алексей Андреевич Замков – крестьянский сын, который благодаря стремлению к знаниям, трудолюбию и природной одаренности, получил высшее медицинское образование и всего себя отдал науке, служению людям. Медицина стала его призванием и делом жизни. Знакомство Мухиной и Замкова произошло в 1914 г. в одном из московских госпиталей, а в 1918 г. они стали мужем и женой. Брак их был на редкость счастливым, и огромное чувство любви друг к другу они пронесли через всю свою жизнь. В Борисове Мухина, скорее всего, появилась летом 1918 г. перед свадьбой, так как Замков должен был познакомить ее со своими родителями и многочисленной родней. В период с 1919 по 1929 год каждое лето семья проводила в Борисове, поскольку Замков отказывался ехать куда бы то ни было, кроме родной деревни. После смерти матери, Марфы Осиповны, в 1925 году воспитывал младшего брата Сергея, взял его в Москву, выучил, дал образование (он стал архитектором, а в 1941 году погиб в битве под Москвой). А. А. Замков обладал высокими душевными качествами, прежде всего, добротой. Он оказал большое влияние на характер В. И. Мухиной, уважал ее художественный дар и дал ей свободу заниматься искусством.


Памятник «Революция» для Клина 1919 год запомнился В. И. Мухиной, как время непрерывных творческих исканий. В Москве проходили конкурсы на памятники деятелям революции. В это время Мухина вступает в художественно-производственный коллектив «Монолит» по реализации Ленинского плана монументальной пропаганды. В составе этого коллектива она создает проект памятника «Революция» для города Клин, за который была удостоена первой премии. Исполненная ею женская фигура, готовая поднять молот для удара, оказалась очень внушительной и выразительной – сказалась школа учителя Мухиной французского скульптора Бурделя. Вера Игнатьевна хотела видеть свою скульптуру красочной декоративной. Она мечтала сделать ее из черного чугуна, на голову надеть красную фригийскую шапочку. Черное и красное – нарядное сочетание, к тому же красный цвет – цвет революции. Летом поехали в Борисово. По дороге осмотрели Клин – город Чайковского. На Советской площади Мухина ясно «увидела» свой памятник, воздвигнутый на высоком постаменте из серого гранита. Однако дальше проекта и эскиза дело не пошло. В 1954 г. с экземпляра в гипсе 1919 г. был сделан бронзовый отлив высотой в 24 см, находящийся сегодня в Государственном Русском музее (Г.Р.М.). Кто знает, может быть наступит время, когда памятник, о котором мечтала В. И. Мухина, будет установлен в Клину.

Работа в Борисове над «Крестьянкой».

В честь 10-летия Октябрьской революции в Москве готовится юбилейная выставка (1927 г.). Летом в Борисове Мухина работает над созданием своей знаменитой скульптуры «Крестьянка», которая вошла в золотой фонд советского искусства, завоевала первую премию. Муж активно помогает. А. А. Замков купил два сруба, соединил их, настлал полы, на крыше укрепил парниковые рамы. «Устроил эту мастерскую, — вспоминала В. И. Мухина, — на огороде. Замечательно, уютно, яблони, груши. Привезли глину, устроили станок. Каркас в «бабе» простой, стоит она без движения. Поза родилась просто – так бабы стоят у колодца и судачат. Моя баба твердо стоит на земле, незыбленно, как вколочена». Скульптура сделана без натуры, руки Мухина вылепила с А. А. Замкова, ноги — с одной бабенки, лицо – придумала. Работала Мухина все лето с утра до вечера. К августу почти 2-х метровая статуя была закончена. Бывший учитель Мухиной – Машков, увидев скульптуру, воскликнул: «Молодец, Мухина. Твоя баба родит, стоя, и не крякнет!» За первое место на выставке Вера Игнатьевна получила премию – 1000 рублей и творческую командировку в Париж на 3 месяца. В 1934 году «Крестьянка» экспонировалась на 19-й Международной выставке в Венеции и была продана в музей Триеста. Для Третьяковки был проведен второй бронзовый отлив, а первый после окончания выставки в 1946 году перешел в собственность Ватиканского музея в Риме.

Портрет сына и другие работы.

Одновременно с «Крестьянкой» Мухина лепит портрет сына – Всеволода. Когда ему было 4 года, он сильно расшибся, упав с ж/д насыпи в Борисове. Травма вызвала туберкулезное воспаление. Консилиум врачей-педиатров приговорил мальчика к смерти. Не верил в это только Замков, лечил сына сам. Решился даже на операцию, в которой было более 90% риска. Полтора года сын был в гипсе, который сменили костыли. Только благодаря усилиям отца и матери, Всеволод постепенно бросает костыли, поправляется, наливается силой. Ему уже 7 лет. Портрет сына Мухина лепит в полный рост, этюд достоверно точен, почти документален. Деревенский Борисовский воздух, здоровая атмосфера среди родных и близких людей, сделали свое дело. Мальчик здоров. Таким и создает его (голышом) скульптор-мать, не скрывая, что одна нога у него короче другой после операции. В Клинский период (1919-1929 гг.) по воспоминаниям В. А. Замкова В. И. Мухина делает первый рисунок «Икара» — крылатой мужской фигуры с вывернутыми поверженными крыльями. Пластическая тема крыльев проходит через все творчество Мухиной: «Икар», памятник Собинову, голубь на статуе волгоградского планетария.
К Клинскому периоду относятся скульптуры: «Ветер», «Юлия» и скульптурный портрет П. И. Чайковского, выполненный В. И. Мухиной в 1929 году по просьбе первого директора музея П. И. Чайковского Н. Т. Жогина.



После «Крестьянки» Мухина решила передохнуть от больших вещей и занялась портретами. Она обращается к тем людям, которых хорошо знает, с кем постоянно общается. Лепит свекра Андрея Кирилловича Замкова, портреты А. А. Замковой, Матрены Левиной, друзей и знакомых мужа А. А. Замкова.
Конец 20-х годов – самое счастливое время В. И. Мухиной. Жизнь идет размеренно. Своим чередом: летом – в Борисове, зимой – в Москве.



Болезнь сердца надолго укладывает Мухину на больничную койку. Она лечилась в Боткинской и Кремлевской больницах. Тяжелейшие приступы не покидали ее. И все же последние мысли полны тревоги за искусство, которое было ее жизнью и с которым она ушла в небытие и в бессмертие. Это случилось 6 октября 1953 г.

Чайковский Петр Ильич

Великий русский композитор.
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля (7 мая) 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии , в семье горного инженера Ильи Петровича Чайковского (1795-1880).

В 1850-1859 годах П. И. Чайковский учился в Императорском училище правоведения в Санкт-Петербурге. В 1859-1863 годах он служил в Министерстве юстиции, вышел в отставку в чине надворного советника.

С 1852 года П. И. Чайковский серьезно занимался музыкой. В 1861 году он поступил в музыкальные классы Санкт-Петербургского отделения Русского музыкального общества (с 1862 года – Петербургская консерватория). Занимался у Н. И. Зарембы (теоретические предметы) и А. Г. Рубинштейна (сочинение). В 1865 году окончил консерваторию с отличием.

В 1866-1878 годах П. И. Чайковский был профессором Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки. В эти годы в педагогических целях он перевел несколько музыкально-теоретических трудов, написал учебник «Руководство к практическому изучению гармонии» (1872).

В 1868 году П. И. Чайковский впервые выступил в печати как музыкальный критик. В 1871-1876 годах он работал музыкальным рецензентом московских газет «Современная летопись» и «Русские ведомости». Художественные и общественные интересы сблизили П. И. Чайковского с Н. Г. Рубинштейном, критиками Н. Д. Кашкиным, Г. А. Ларошем, а также с Л. Н. Толстым, А. Н. Островским, артистами Малого театра, в том числе с П. М. Садовским, и др.

Уже в 1866-1877 годах («московский период») наступает расцвет творчества П. И. Чайковского. В эти годы им были созданы 3 симфонии, несколько программных оркестровых сочинений, в том числе увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869, 2-я редакция - 1870, 3-я редакция - 1880), симфоническая фантазии «Буря» (1873) и «Франческа да Римини» (1876), 1-й концерт для фортепиано с оркестром и «Меланхолическая серенада» для скрипки с оркестром (1875), «Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром (1876), 3 струнных квартета (1871, 1874, 1876), оперы «Воевода» (1868), «Ундина» (1869, уничтожена автором в 1873 году), «Опричник» (1872), «Кузнец Вакула» (1874, 2-я редакция – «Черевички», 1885), балет «Лебединое озеро» (1876), музыка к пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» (1873), фортепианные пьесы (в том числе цикл «Времена года», 1876), романсы и др.

Осенью 1877 года П. И. Чайковский уехал за границу, где продолжал работу над 4-й симфонией (1876-1877) и оперой «Евгений Онегин» (1877-1878). Благодаря материальной поддержке Н. Ф. фон Мекк (с которой в 1876-1890 годах вел обширную дружескую переписку, но никогда не виделся) П. И. Чайковский смог полностью отдаться композиторскому труду. До 1885 года он жил то за рубежом (Швейцария, Италия, Франция), то на родине (чаще всего у своей сестры А. И. Давыдовой в имении Каменка на Украине). Произведения этого периода - оперы «Орлеанская дева» (1879), «Мазепа» (1883), кантата «Москва» (1883); «Торжественная увертюра 1812 год» (1880), «Итальянское каприччио» (1880) и 3 сюиты (1879, 1880, 1883) для оркестра, концерт для скрипки с оркестром (1878), фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882, на смерть Н. Г. Рубинштейна), 2-й концерт для фортепиано с оркестром (1880), «Большая соната» для фортепиано (1878) и др. демонстрируют разнообразие творческих интересов, мастерское использование широкого круга жанрово-стилистических средств.

В 1885-1887 и в 1891 году снимал дачу в селе Майданово Клинского уезда Московской губернии . В 1892 году приобрел дом на окраине Клина, где жил в 1892-1893 годах.В 1888-1891 годах снимал дачу в селе Фроловское Клинского уезда Московской губернии. С середины 1880-х годов композитор возобновил активную музыкально-общественную деятельность. Участвовал в музыкальной жизни, в особенности в мероприятиях Русского музыкального общества (в 1885 году был избран директором его Московского отделения) и Московской консерватории.

Премьера оперы «Черевички» в Большом театре (1887) положила начало дирижерским выступлениям П. И. Чайковского. В 1887-1893 годах он дирижировал своими преимущественно симфоническими сочинениями, а также операми в России и за рубежом. Его творчество получило высокую оценку: в 1892 году композитор был избран член-корреспондентом Академии изящных искусств (Франция), в 1893 году ему была присуждена почетная степень доктора музыки Кембриджского университета.

В 1885-1893 годах П. И. Чайковский создал ряд выдающихся произведений, чередуя трагедийные полотна - оперы «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890), симфония «Манфред» (1885), 5-я симфония (1888), 6-я «Патетическая» симфония (1893) - с партитурами, в которых торжествуют свет и радость - балеты «Спящая красавица» (1889), «Щелкунчик» (1892), опера «Иоланта» (1891), оркестровая сюита «Моцартиана»(1887).

25 октября (6 ноября) 1893 года П. И. Чайковский скоропостижно скончался от холеры на квартире своего брата М. И. Чайковского в Санкт-Петербурге. Он был похоронен в Александро-Невской лавре.

Музыка П. И. Чайковского принадлежит к высшим достижениям русской национальной культуры. Вместе с членами «Могучей кучки» композитор входит в плеяду русских музыкальных классиков - продолжателей традиций М.И.Глинки. Творчество П. И. Чайковского оказало плодотворное воздействие на развитие мировой музыкальной культуры конца XIX - начала XX веков.


 

 

Шаламов Варлам Тихонович

Русский писатель, прозаик, поэт, с большой силой отразивший страшную правду жизни в сталинских лагерях.
Варлам Тихонович Шаламов родился 1 июля (18 июня) 1907 года в городе Вологде в семье священника. О своем детстве и юности в  писатель рассказал в книге «Четвертая Вологда».

В 1924 году, после окончания Вологодской гимназии, покидает родной город и два года работает на кожевенном заводе в Сетуни (ныне в черте Москвы), а в 1926 году становится студентом факультета советского права Московского государственного университета. В период учебы Шаламов принимает участие в литературной жизни, сближается с группой ЛЕФ, ходит на митинги, демонстрации, литературные и философские дискуссии.

В 1929 году за распространение «завещания» Ленина – письма к XII съезду – Шаламов был арестован и приговорен к трем годам лагерного заключения, которые отбыл в Вишере.

В 1932 году Шаламов возвращается в Москву, работает в ведомственных журналах, печатает статьи, очерки, фельетоны, а также публикует первые рассказы. В январе 1937 года его снова арестовывают и дают пять лет на Колыме, которые превратились в пятнадцать за антисоветскую пропаганду.

В 1951 году, после освобождения из лагеря, Шаламов начинает писать рассказы и стихи. В Москву возвращается в 1956 году. С 1957 года начинаются печататься его стихи, однако проза Шаламова нигде в стране не принималась. С 1966 года рассказы Шаламова стали публиковаться на Западе.

Работа Шаламова над колымской прозой продолжалась с 1954 по 1982 год. Писатель подчеркивал абсолютную достоверность своих новелл, иногда называл их очерками, но преобладает в них «не проза документа, а проза, выстраданная как документ». При всей конкретности и «физиологической» точности описаний перед читателем высокохудожественная проза, жизнь в ней предстает гротескно-абсурдной и ирреальной. Шаламов называл «Колымские рассказы» «новой прозой», в которой человеческая природа исследуется в «неописанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близком состоянию зачеловечности». Остается голая человеческая суть. Спор с гуманистической литературой прошлого, прежде всего с русской классикой, составляет основу многих произведений Шаламова. Герои этих произведений существуют вне правды и лжи, вне добра и зла.

Сын священника, Шаламов был убежденным атеистом. «Бог умер» и «разумного основания у жизни нет», колымский беспредел для него – чудовищный разлив зла, глубоко укорененного в самой природе человека. Главное место в иерархии ценностей Шаламова занимает культура. «Есть один род бессмертия – искусство».

Варлам Шаламов умер 17 января 1982 года в Москве в психоневрологическом доме инвалидов.

Клопов Владимир Анатольевич

30 апреля 1875 г. (140 лет) Родился Клопов Владимир Анатольевич (1875-1942)

В.А. Клопов – сын вла­дельца имения Анатолиевка (за Любанью) Клопова А.А. (1841-1927), имевшего пере­писку с Николаем II, созда­теля Добросельского народ­ного общества в Новгородс­ком уезде, экономиста и статистика.

Владимир Анатольевич – выпускник Петербургского лесного института (1901 г.), учёный лесовод. Почти 40 лет он служил лесничим под Волховом, в Малой Вишере и в Клинском уезде под Москвой (после 1918 г.). Тяготел к занятиям искусством: любил музыку, с 1907 г. увлёкся живописью, писал пейзажи в технике пастели, приобрёл известность, хотя так и остался самоучкой, с 1910 г. участвовал в выставках Академии художеств и петербургских обществ художников, в Народном доме Новгорода (1914 г.). После посещения Норвегии (1911 г.) Клопов создал серию картин и выставил их в Голландии: из 68 его работ 48 было продано в зарубежные коллекции.

В одном из писем императору Николаю II (24 января 1914 г.) его отец Клопов А.А. предлагал монарху: «… в знак памяти и в знак благодарности… подарить картины моего родного сына (самоучки), те, какие Вам понравятся».

После 1917 г. картины В.А. Клопова экспонировались в Москве, в Клину, в частности, на первой Клинской уездной художественной выставке 1929 г.

Последний раз при жизни художника его пастели представлялись и получили одобрение критики в Колонном зале Дома Союзов на выставке самодеятельного изоискусства, которая была устроена по инициативе Н.С. Хрущёва в 1937 г.

В этом же году В.А. Клопова арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока на Дальнем Востоке. 31 декабря 1942 г. он умер, в 1957 г. реабилитирован.

Вдова художника передала часть картин в Клинский краеведческий музей и в Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского.

В 2014 г. в рамках Международного музыкального фестиваля «Весна в Клину» проходила выставка «Лирические пейзажи Владимира Клопова» из коллекций музея-заповедника.

Владимир Григорьев
Владимир Григорьев родился 8 августа 1982 года. Владимир родился в городе Шостка. Мальчик с детства занимался спортом. Перешёл в шорт-трек из больших коньков, многое сам искал в своей карьере, изучал специфику шорт-трека. Его мать и отец - спортсмены и  тренеры. 
  К сожалению, в Шостке проблематично было найти хороший лёд, поэтому семья переехала в Киев, где отец начал тренировать сборную Украины по шорт-треку, а Владимир учился и усиленно занимался спортом. Но и в Киеве лёд для них был доступен в крайне неудобное время и, кроме того, его давали ненадолго. Тренироваться и поддерживать нужный уровень, было очень сложно.

Спортивная карьера Владимира Григорьева, путь в шорт-трек

  Мастер спорта международного класса. Ранее Григорьев выступал за сборную Украины, и именно в ее составе впервые принял участие в Олимпийских играх – в 2002 году в Солт-Лейк-Сити. 
  После того, как Григорьев выступил за Украину на двух Олимпиадах, ситуация со льдом и условиями подготовки в общем, никак не поменялась. Было понятно, что для развития и движения вперёд, надо что-то делать. Когда семье после Туринской Олимпиады предложили хорошие условия, а главное, свободный лёд в России, они сразу согласились. Семья переехала в город Клин, где появилась возможность нормально работать. Ведь в шорт-треке в первую очередь важен лёд, а вера в себя и труд тренера уходят на второе место. Владимир отказался от гражданства Украины. С 2007 года он уже был в составе сборной России. Сначала результаты пошли вверх, но вскоре всё поменялось. Тренером сборной стал китаец Ан Юлонг. Он давал огромные нагрузки, Владимир сразу сдал. Он даже думал, что это из-за возраста, что он уже стар для этого спорта. Отношения с тренером не сложились. Григорьев говорит, что тому удалось уничтожить его и морально, и физически. Так Владимир не попадал на этапы КМ, вылетел из сборной. 
  Именно в составе российской сборной Владимир добился лучших результатов в карьере. В 2011 и 2012 годах он выигрывал серебро чемпионатов Европы в эстафете.

  Григорьев – действующий чемпион России в эстафете на 5000 метров. «Победа в эстафете, тем более на олимпийской арене, была очень важна. Это очень хорошо. Стены будут помнить то, как мы тут бежали, – заявил спортсмен после победы на чемпионате, проходившем в Сочи. – Лидеры выбыли из борьбы в полуфинале, и у нас шансов было намного больше, чем у остальных. Голландцев мы на чемпионате Европы уже обгоняли и были уверены в том, что они будут бороться с нами, но не так серьезно, чтобы мы им уступили. А китайцы сильные, конечно, но мы их обыграли. Мы сохраняли силы и в конце сделали то, что должны были сделать».

  Григорьев является обладателем Кубка мира в километровом забеге. Также он – рекордсмен мира на дистанции 500 метров. На соревнованиях в Калгари в 2012 году Владимир пробежал полкилометра за 40,333 сек. На этой же дистанции в 2011 году он был бронзовым призером Кубка мира. На этапе Кубка мира в Шанхае в декабре 2012 года Григорьев стал вторым. Олимпийский чемпион 2014 в эстафете, вице-чемпион Олимпийских игр 2014 года на дистанции 1000 м. Двукратный чемпион Европы в эстафете (2013, 2014), бронзовый призёр чемпионата Европы в многоборье (2013). Экс-рекордсмен мира на 500 метров — 40,344 сек. (2012). Заслуженный мастер спорта России (2013).

  30 марта 2014г., в Конькобежном центре Московской области «Коломна» завершился чемпионата России по шорт-треку на отдельных дистанциях. Представитель Центрального спортивного клуба «Локомотив», олимпийский чемпион и серебряный призёр Олимпийских игр-2014 Владимир Григорьев стал чемпионом России в эстфаете на 5000 м в составе сборной Московской области с Вячеславом Кургиняном, Александром Ковалем и Эдуардом Стрелковым. Второй стала сборная Башкортостана, третьей - команда Омской области.