Евге́ний Па́влович Лео́нов (02.09.26-..29.01.94) — выдающийся советский и российский актер театра и кино.
В 1941 году поступил в Авиационный техникум им. Серго Орджоникидзе. Учась на третьем курсе техникума поступил на драматическое отделение Московской экспериментальной театральной студии. В 1947 году окончил студию и был принят в Московский театр Дзержинского района. С 1948 года выступал на сцене Театра им. К. С. Станиславского.
С 1968 года он играл на сцене театра имени В. В. Маяковского. С 1974 года — актёр Театра имени Ленинского комсомола.Великий русский актер Евгений Леонов не раз приезжал отдыхать в д.Давыдково Клинского района. До сих пор сохранился дом, где жили Леоновы в Давыдково. Это обычный старый деревянный дом. Номер 31.
У создателей фильма «Джентльмены удачи» была идея снять некоторые эпизоды фильма именно в Давыдкове. Эту идею подсказал сам Евгений Леонов.
В библиотеке поселка Чайковского можно найти немало интересного материала о пребывании Евгения Леонова в Давыдково.
______________________________________________________________________________________________
Артюхин Юрий Петрович (22.06.1930 – 1998) - Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, уроженец д. Першутино Клинского района. В 1950г. окончил военное авиационное училище и был направлен на Дальний Восток, в Забайкальский военный округ, в ту самую авиационную часть и на тот же аэродром, где служил когда-то его отец. Там с новой силой вспыхнула его страсть к авиации, вернее, к полетам.В 1962г. Артюхину предложили поступить в отряд космонавтов Одиннадцать лет ждал своего «звездного часа» Артюхин, участвуя в морских экспедициях по управлению космическими полетами. Космический полет, который Ю.П. Артюхин совершил летом 1974г., взбудоражил клинчан. В местной газете публиковались заметки: «Штурм космоса продолжается», «Клинчане поздравляют земляка», «Гордимся подвигом!».
Реализуя свой космический опыт, Юрий Петрович Артюхин в 1980г. защитил кандидатскую диссертацию и посвятил дальнейшую жизнь воспитанию научных кадров и подготовке космонавтов. Космонавта Артюхина тепло встречали в Италии и ФРГ, Польше и Румынии, Венгрии и ГДР, Кубе и Канаде. Юрий Петрович был избран вице-президентом общества СССР - Португалия, много занимался общественной деятельностью. Юрий Петрович никогда не забывал свой родной город, он часто приезжал в Клин, навещал мать, которая работала на термометровом заводе, и младшего брата. Он - наладчик электроники, станков с ЧПУ. В 1988г. был награжден орденом «Знак Почета», Юрий Петрович очень гордился своим младшим братом. Сразу после полета Ю.П. Артюхину было присвоено звание почетного гражданина города Клина. Все, кто общались и работали с Юрием Петровичем ценили и уважали его за профессионализм, порядочность и скромность. Он помогал многим, не кичился своей известностью, был предан своему делу. Юрий Петрович скончался в 1998г.
_______________________________________________________________________________________________
Прудкин Марк Исаакович (1898 — 1994) – советский российский актёр театра и кино, актёр Московского художественного академического театра СССР имени М.Горького, народный артист СССР.
Родился 1 (13) сентября 1898 года в городе Клин Московской области в семье портного. Член ВКП(б)/КПСС с 1941 года. В детстве мечтал о карьере оперного певца. После ролей Любима Торцова и Мизгиря в любительских спектаклях «Бедность не порок» и «Снегурочка» А.Н.Островского принял решение стать актёром. Ещё не окончив реального училища, в 1916 году отправился в Москву и одновременно пытался поступить в Камерный театр и в Московский художественный академический театр.
После завершения учёбы в Клину в 1918-1924 годах – студиец 2-й Студии МХАТа (параллельно в 1918-1919 годах учился на юридическом факультете Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова). В МХАТе Прудкиным были сыграны: Приклонский («Узор из роз» Ф.К.Сологуба, 1920), Володя («Зелёное кольцо» З.Н.Гиппиус, 1922), Карл Моор («Разбойники» Ф.Шиллера, 1923), Дон Люис («Дама-невидимка» П.Кальдерона, 1924), Раскольников и князь Мышкин в отрывках по «Преступлению и наказанию» и «Идиоту» Ф.М.Достоевского. В 1924 году вместе с соучениками по 2-й Студии Прудкин вошёл в труппу МХАТ, которому отдаст последующие семь десятилетий.
С первых шагов на сцене МХАТа, когда К.С.Станиславский доверил ему роль Чацкого в возобновлённом «Горе от ума» А.С.Грибоедова (1925), артистический темперамент Прудкина был воспринят в одной определённой тональности – лирико-романтической. В 1920-1930-е годы были сыграны: Лысов («Пугачевщина» К.А.Тренева, 1925), Князь Голицын («Николай I и декабристы» А.Р.Кугеля, 1926), Шервинский («Дни Турбинных» М.А.Булгакова, 1926), Незеласов («Бронепоезд 14-69» В.В.Иванова, 1927), Фигаро («Безумный день, или Женитьба Фигаро» П.Бомарше, 1929), прокурор Бреве («Воскресение» по Л.Н.Толстому, 1930), Кастальский («Страх» А.Н.Афиногенова, 1931), Бакин («Таланты и поклонники» А.Н.Островского, 1933) и другие.
В 1961 году ему было присвоено звание «Народный артист СССР».
Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался 24 сентября 1994 года, на 97-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве
_______________________________________________________________________________________________
Виктор Федорович Смирнов родился 4 августа 1945 года в городе Клин Московской области.
Заслуженный артист РСФСР (22.10.1979).
Народный артист России (13.10.1992).
Рост, фактура, звук – все внешние данные определили для Смирнова амплуа социального героя, но нужны были и немалые актёрские способности, чтобы с блеском и грать Григория Мелехова в «Тихом Доне» М. Шолохова и Отелло в одноимённой трагедии У. Шекспира, Макара Нагульнова в «Поднятой целине» М. Шолохова и Антипа Зыкова в «Зыковых» М. Горького, Судакова в «Гнезде глухаря» В. Розова и Родиона Николаевича в «Старомодной комедии» А. Арбузова. В 1983 году Виктор Смирнов был приглашён в труппу Академического театра драмы имени А.С. Пушкина в Ленинграде. Его первой ролью в Александрийском театре стал Емельян Пугачёв в инсценировке повести Пушкина «Капитанская дочка», после этого последовали десятки других ролей.
В 1993 году Виктор Фёдорович Смирнов был удостоен звания народного артиста Российс кой Федерации. В настоящее время он является одним из ведущих артистов Санкт-Петербурга. Активно работает на радио, теле видении, полно снимается в кино.
_______________________________________________________________________________________________
Елена Николаевна Коневцова - легкоатлетка родилась 11.03.1981года на территории Московской области, в городе Клин в котором и проживает. С детства занималась спортом.
Популярная российская спортсменка, талантливая легкоатлетка, обладательница множества достойных наград. В 2004-ом году легкоатлетка отправилась на Чемпионат России и завоевала второе место. 2005-ом году спортсменка удостоилась четвертого места, а в 2006-ом - третьего места и бронзовой медали. В 2007-ом году Елена Коневцова опять выступила на очередном Чемпионате России и на тот самый раз превзошла сама себя – она превосходно конкурировала, заняла первое место и удостоилась золотой медали. В этом же – 2007-ом году – россиянка приняла участие в Чемпионате Мира по легкой атлетике и заняла пятое место.
Участница Летних Олимпийских Игр 2008-го года, которые проводились в столице Китая – Пекине. Спортивная профилирующая дисциплина Елены – метание молота. В настоящее время спортсменка выступает за один из ведущих спортивных клубов Московской области и тренируется под чутким руководством опытного наставника – Р. Коневцова.
_______________________________________________________________________________________________
Сергей Александрович Афанасьев (30.08.1918 — 13.05.2001) родился в г. Клин Московской области, окончил с отличием МВТУ им. Баумана, работал мастером и конструктором на артиллерийском зав оде в подмосковном городе Калининграде.
Во время Второй Мировой войны, затем в эвакуации оказался в Перми на Мотовилихинском артиллерийском заводе, где проработал всю войну, последовательно пройдя ступени мастера, технолога, конструктора, начальника цеха, заместителя главного механика завода. В 1946 г. приказом министра вооружения был переведен в Главное техническое управление, а в 1955 г. возглавил его. В 1957 г. был назначен заместителе м председателя Ленинградского совнархоза по оборонной промышленности. С 1958 г. возглавлял Ленинградский, а с 1961 по 19 65 г. — Всероссийский совнархоз, став заместителем председателя Совета Министров РСФСР. В 1965 г., когда было образовано министерство общего машиностроения, Афанасьев был назначен первым в мире “космическим” министром. Ему пришлось организо вывать работу “с нуля”, объединяя под единым началом многие научно-исследовательские институты и конструкторские бюро , работающие над созданием ракетно-космической техники. Под руководством Сергея Александровича Афанасьева была решена ключевая государственная проблема – был достигнут паритет ракетно-ядерных сил в мире. Еще в 1965 г. соотношение в этой области выглядело как десять к одному в пользу США. Министерство общего машиностроения сумело в короткие сроки внедрить последние разработки КБ и наладить создание лучших образцов межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет для подводных лодок ( БРПЛ). На боевое дежурство в шахтных и иных пусковых устройствах встали рядом 1400 МБР и 1000 БРПЛ. При этом все приводные рычаги этого необъятного хозяйства бы ли в МОМе. Афанасьев как-то признался, что мысля о возможном сбое или технических неполадках, которые могли бы привести к взрыву ракеты в шахте или непредвиденному запуску, беспокоила его на протяжении всей карьеры. МОМ Афанасьева ещё обеспечивало создание орбитальных станций, в том числе станции Мир. Под его руководством находились КБ таких выдающихся конструкторов, как Бармин, Глушко, Семёнов. Он кроме того работал с Сергеем Королёвым . В конце 1960-х – начале 1970-х годов развернулась упорная баталия по вопросу выбора типа боевых ракет и пусковых шахт, которые должны были снабдить превосходство над Соединёнными Штатами. Главными действующими лицами в этой истории были известные конструкторы В.Н. Челомей и М.К . Янгель, а втянутыми в нее оказались и министерство обороны, и отделы ЦК КПСС. Афанасьев в итоге поддержал Челомея. И в этом, и в ряде других случаях точка зре ния министра не совпала с позицией Министра обороны СССР Устинова. Подобные межведомственные трения зачастую затрудняли работу. Важность ракетно-космической отрасли позволяла Сергею Афанасьеву при решении сложных вопросов вылезать прямо не только на членов Политбюро, но и на лидеров страны, в том числе на Брежнева, Андропова, Черненко и Горбачёва. Будучи депутатом Верховного Совета СССР от Свердловской области, Афанасьев был знаком с первым секретарем обкома Ельциным, они зачастую совместно посещали предприятия отрасли в области. Афанасьев был одним из немногих, кто осмелился ослушаться Берию. На совещании в Кремле в 1950-х годах Берия поставил задачу наладить выпуск военных ракет на одном из заводах на юге страны в рекордно сжатые сроки — за немного месяцев. Сергей Афанасьев, в то время младой инженер, сказал, что это нереальная проблема и потребовал больше времени. После совещания только единственный из присутствующих заступился за упрямого инженера, и пояснил, что если Афанасьева уберут, начало затянется больше чем на год, так как реальной замены ему нет. С 1983 по 1987 гг. С.А. Афанасьев возглавлял Министерство тяжелого и транспортного машиностроения, а с 1988 г. работал консультантом в Министерстве обороны СССР. До последних дней жизни он был главным научным консультантом РКК “Энергия” им. С.П.Королева. Сергей Александрович — дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий, кавалер семи орденов Ленина. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. ...
_______________________________________________________________________________________________
Гайдар (Голиков) Аркадий Петрович родился 9 (22) января 1904 года в посёлке сахарозавода под Льговом в семье учителей. В 1912-1918 годах жил с семьей в Арзамасе. Советский детский писатель, участник Гражданской и Великой Отечественной войн.
В возрасте 14 лет, в 1918 году, А. П. Голиков был принят в члены ВКП(б), в конце декабря 1918 года вступил в ряды Красной Армии. В 1919 году окончил курсы подготовки командного состава в Москве. В конце 1918 года А. П. Голиков был назначен в действующую армию помощником командира взвода. Участвовал в боях на разных фронтах Гражданской войны, был ранен, контужен. В октябре 1920 года направлен в Москву на курсы командного состава. В феврале 1921 года досрочно окончил Высшую стрелковую школу по отделению командиров полков. В марте 1921 года А. П. Голиков вступил в командование 23-м запасным стрелковым полком 2-й запасной стрелковой бригады Орловского военного округа, затем был назначен командиром батальона на фронте.
В начале 1921 года во главе батальона, а затем сводного отряда А. П. Голиков действовал против двух повстанческих «армий» Антонова в Тамбовской губернии. В конце июня 1921 года, не достигнув 18 лет, Аркадий Голиков был назначен командиром 58-го отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Полк также действовал в Тамбовской губернии.
С февраля по сентябрь 1922 года А. П. Голиков находился в Енисейской губернии, возглавляя отряд ЧОНа, подавлявший антисоветское повстанческое движение в Ачинско-Минусинском районе Енисейской губернии. 19 марта комбат А. П. Голиков получил назначение на должность начальника Второго боевого участка Ачинско-Минусинского боевого района. 26 марта выехал из Ужура в село Божье Озеро, с 29 марта - командовал участком.
В 1925 году А. П. Голиков опубликовал первое свое произведение «В дни поражений и побед» в ленинградском альманахе «Ковш». В 1925 году А. П. Голиков переехал в Пермь, где активно публиковался в газете «Звезда». В Перми, в 1925 году, опубликовал произведение «Угловой дом», подписанное псевдонимом Гайдар.
Жил в городе Клину в 1938 - 1941 годах.
Во время Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар находился в действующей армии, в качестве корреспондента газеты «Комсомольская правда».
После окружения в сентябре 1941 частей Юго-Западного фронта в районе Умань-Киев Аркадий Петрович Гайдар попал в партизанский отряд Горелова. В отряде был пулемётчиком. 26 октября 1941 года Аркадий Гайдар погиб в бою недалеко от села Лепляво Каневского района Черкасской области Украины.
_______________________________________________________________________________________________
Вера Игнатьева Мухина (1889-1953) Выдающийся скульптор, народный художник СССР с мировым именем является творцом многих монументальных работ. Большая часть из них создавалась в Москве, которую она очень любила, и где в основном прошла ее жизнь.
Клинчанам особенно дорога память о В. И. Мухиной, ибо ее жизнь и творчество тесно связаны с клинским краем – деревней Борисово. Ее мужем был уроженец д. Борисово, известный врач – Алексей Андреевич Замков – крестьянский сын, который благодаря стремлению к знаниям, трудолюбию и природной одаренности, получил высшее медицинское образование и всего себя отдал науке, служению людям. Медицина стала его призванием и делом жизни. Знакомство Мухиной и Замкова произошло в 1914 г. в одном из московских госпиталей, а в 1918 г. они стали мужем и женой. Брак их был на редкость счастливым, и огромное чувство любви друг к другу они пронесли через всю свою жизнь. В Борисове Мухина, скорее всего, появилась летом 1918 г. перед свадьбой, так как Замков должен был познакомить ее со своими родителями и многочисленной родней. В период с 1919 по 1929 год каждое лето семья проводила в Борисове, поскольку Замков отказывался ехать куда бы то ни было, кроме родной деревни. После смерти матери, Марфы Осиповны, в 1925 году воспитывал младшего брата Сергея, взял его в Москву, выучил, дал образование (он стал архитектором, а в 1941 году погиб в битве под Москвой). А. А. Замков обладал высокими душевными качествами, прежде всего, добротой. Он оказал большое влияние на характер В. И. Мухиной, уважал ее художественный дар и дал ей свободу заниматься искусством.
Памятник «Революция» для Клина 1919 год запомнился В. И. Мухиной, как время непрерывных творческих исканий. В Москве проходили конкурсы на памятники деятелям революции. В это время Мухина вступает в художественно-производственный коллектив «Монолит» по реализации Ленинского плана монументальной пропаганды. В составе этого коллектива она создает проект памятника «Революция» для города Клин, за который была удостоена первой премии. Исполненная ею женская фигура, готовая поднять молот для удара, оказалась очень внушительной и выразительной – сказалась школа учителя Мухиной французского скульптора Бурделя. Вера Игнатьевна хотела видеть свою скульптуру красочной декоративной. Она мечтала сделать ее из черного чугуна, на голову надеть красную фригийскую шапочку. Черное и красное – нарядное сочетание, к тому же красный цвет – цвет революции. Летом поехали в Борисово. По дороге осмотрели Клин – город Чайковского. На Советской площади Мухина ясно «увидела» свой памятник, воздвигнутый на высоком постаменте из серого гранита. Однако дальше проекта и эскиза дело не пошло. В 1954 г. с экземпляра в гипсе 1919 г. был сделан бронзовый отлив высотой в 24 см, находящийся сегодня в Государственном Русском музее (Г.Р.М.). Кто знает, может быть наступит время, когда памятник, о котором мечтала В. И. Мухина, будет установлен в Клину.
Работа в Борисове над «Крестьянкой».
В честь 10-летия Октябрьской революции в Москве готовится юбилейная выставка (1927 г.). Летом в Борисове Мухина работает над созданием своей знаменитой скульптуры «Крестьянка», которая вошла в золотой фонд советского искусства, завоевала первую премию. Муж активно помогает. А. А. Замков купил два сруба, соединил их, настлал полы, на крыше укрепил парниковые рамы. «Устроил эту мастерскую, — вспоминала В. И. Мухина, — на огороде. Замечательно, уютно, яблони, груши. Привезли глину, устроили станок. Каркас в «бабе» простой, стоит она без движения. Поза родилась просто – так бабы стоят у колодца и судачат. Моя баба твердо стоит на земле, незыбленно, как вколочена». Скульптура сделана без натуры, руки Мухина вылепила с А. А. Замкова, ноги — с одной бабенки, лицо – придумала. Работала Мухина все лето с утра до вечера. К августу почти 2-х метровая статуя была закончена. Бывший учитель Мухиной – Машков, увидев скульптуру, воскликнул: «Молодец, Мухина. Твоя баба родит, стоя, и не крякнет!» За первое место на выставке Вера Игнатьевна получила премию – 1000 рублей и творческую командировку в Париж на 3 месяца. В 1934 году «Крестьянка» экспонировалась на 19-й Международной выставке в Венеции и была продана в музей Триеста. Для Третьяковки был проведен второй бронзовый отлив, а первый после окончания выставки в 1946 году перешел в собственность Ватиканского музея в Риме.
Одновременно с «Крестьянкой» Мухина лепит портрет сына – Всеволода. Когда ему было 4 года, он сильно расшибся, упав с ж/д насыпи в Борисове. Травма вызвала туберкулезное воспаление. Консилиум врачей-педиатров приговорил мальчика к смерти. Не верил в это только Замков, лечил сына сам. Решился даже на операцию, в которой было более 90% риска. Полтора года сын был в гипсе, который сменили костыли. Только благодаря усилиям отца и матери, Всеволод постепенно бросает костыли, поправляется, наливается силой. Ему уже 7 лет. Портрет сына Мухина лепит в полный рост, этюд достоверно точен, почти документален. Деревенский Борисовский воздух, здоровая атмосфера среди родных и близких людей, сделали свое дело. Мальчик здоров. Таким и создает его (голышом) скульптор-мать, не скрывая, что одна нога у него короче другой после операции. В Клинский период (1919-1929 гг.) по воспоминаниям В. А. Замкова В. И. Мухина делает первый рисунок «Икара» — крылатой мужской фигуры с вывернутыми поверженными крыльями. Пластическая тема крыльев проходит через все творчество Мухиной: «Икар», памятник Собинову, голубь на статуе волгоградского планетария.
К Клинскому периоду относятся скульптуры: «Ветер», «Юлия» и скульптурный портрет П. И. Чайковского, выполненный В. И. Мухиной в 1929 году по просьбе первого директора музея П. И. Чайковского Н. Т. Жогина.
После «Крестьянки» Мухина решила передохнуть от больших вещей и занялась портретами. Она обращается к тем людям, которых хорошо знает, с кем постоянно общается. Лепит свекра Андрея Кирилловича Замкова, портреты А. А. Замковой, Матрены Левиной, друзей и знакомых мужа А. А. Замкова.
Конец 20-х годов – самое счастливое время В. И. Мухиной. Жизнь идет размеренно. Своим чередом: летом – в Борисове, зимой – в Москве.
Болезнь сердца надолго укладывает Мухину на больничную койку. Она лечилась в Боткинской и Кремлевской больницах. Тяжелейшие приступы не покидали ее. И все же последние мысли полны тревоги за искусство, которое было ее жизнью и с которым она ушла в небытие и в бессмертие. Это случилось 6 октября 1953 г.
_______________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________
30 апреля 1875 г. (140 лет) Родился Клопов Владимир Анатольевич (1875-1942)
В.А. Клопов – сын владельца имения Анатолиевка (за Любанью) Клопова А.А. (1841-1927), имевшего переписку с Николаем II, создателя Добросельского народного общества в Новгородском уезде, экономиста и статистика.
Владимир Анатольевич – выпускник Петербургского лесного института (1901 г.), учёный лесовод. Почти 40 лет он служил лесничим под Волховом, в Малой Вишере и в Клинском уезде под Москвой (после 1918 г.). Тяготел к занятиям искусством: любил музыку, с 1907 г. увлёкся живописью, писал пейзажи в технике пастели, приобрёл известность, хотя так и остался самоучкой, с 1910 г. участвовал в выставках Академии художеств и петербургских обществ художников, в Народном доме Новгорода (1914 г.). После посещения Норвегии (1911 г.) Клопов создал серию картин и выставил их в Голландии: из 68 его работ 48 было продано в зарубежные коллекции.
В одном из писем императору Николаю II (24 января 1914 г.) его отец Клопов А.А. предлагал монарху: «… в знак памяти и в знак благодарности… подарить картины моего родного сына (самоучки), те, какие Вам понравятся».
После 1917 г. картины В.А. Клопова экспонировались в Москве, в Клину, в частности, на первой Клинской уездной художественной выставке 1929 г.
Последний раз при жизни художника его пастели представлялись и получили одобрение критики в Колонном зале Дома Союзов на выставке самодеятельного изоискусства, которая была устроена по инициативе Н.С. Хрущёва в 1937 г.
В этом же году В.А. Клопова арестовали и приговорили к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока на Дальнем Востоке. 31 декабря 1942 г. он умер, в 1957 г. реабилитирован.
Вдова художника передала часть картин в Клинский краеведческий музей и в Государственный мемориальный музыкальный музей-заповедник П.И. Чайковского.
В 2014 г. в рамках Международного музыкального фестиваля «Весна в Клину» проходила выставка «Лирические пейзажи Владимира Клопова» из коллекций музея-заповедника.